Некоторые дети рождаются с различными отклонениями и нарушение зрения может иметь различные причины для появления. Специфика обучения ребенка в ранний период жизни проявляется в том, что она проходит при участии взрослых не только на специализированных занятиях, но и в повседневной жизни малыша.
Родители должны знать, что к такому ребенку должен быть особый подход. С первых дней нужно учить малыша не бояться вступать в контакт со средой, разнообразить его сенсорный опыт, подобрать правильную цветовую гамму в детской комнате и кроватке.
Выбирать желательно пастельные, не яркие цвета. Яркое белье является достаточно сильным раздражителем. Оно как яркие предметы (красный на светло-желтом) стимулирует работу зрительного анализатора. Их должно быть немного и не переутомлять ребенка.
В семье, где ребенок имеет проблемы со зрением, должны особенно внимательно заниматься его развитием.
Он требует особенного отношения и более тонкого подхода к занятиям. Так же важно подобрать правильно очки ребенку в чем обязательно поможет доктор, а подходящая оптика всегда имеется в наличии.
Новорожденный активен кратковременно и воздействие интенсивных стимулов не должно быть длиннее более 1 минуты. Непродолжительное воздействие позволяет ему самостоятельно успокоиться, а после занятия уснуть.
Предметы и пособия для занятия должны способствовать развитию навыков и умению ребенка. Воздействовать нужно на несколько анализаторов одновременно и в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Общаясь с ребенком, нужно подкреплять эмоции и двигательные ответы. Создать условия и учить малыша принимать удобную позу в разных положениях.
Приучать ребенка группироваться при их смене в пространстве, не бояться новых поз, вестибулярных ощущений — на руках у взрослого, на спине и на животе. Следить за тем, чтобы ребенок не выгибался, не отклонял голову назад. Формировать поднятие головы вслед за светом. Тактильными и звуковыми игрушками стимулировать к повороту головы вслед за звуком. Использовать разные поверхности — резиновые, давать возможность ощупать, мягкие. Нужно формировать у малыша навык познания окружающего мира с помощью рук.
Предлагать различные по фактуре предметы. Учить его самостоятельно удерживать и ощупывать их. Учить малыша фиксировать и прослеживать взором за большим контрастного цвета предмету. Показывать предмет под тем углом зрения, который удобен для ребенка.
Учить малыша проявлять свои эмоции при показе незнакомых ароматов, таких как детский крем, укропная вода, мята. Для этого можно поднести аромат к носу малыша на несколько секунд и вместе с головой ребенка отвести в сторону. Убрать аромат и затем еще раз поднести.
Учить ребенка проявлять эмоции с помощью социальных способов — успокаиваться и улыбаться при звучании ласкового голоса, включать приятные мелодии. А гримасы недовольства — при неприятии стимула.
При обращении к ребенку важно соблюдать паузу. Можно вызвать у ребенка голосовые реакции. Это первые самые важные приемы и упражнения, которые помогут познакомить слабовидящего малыша с окружающим миром.